x-raizor (x_raizor) wrote,
x-raizor
x_raizor

Category:

Приём «Пусть полежит»

В сложных, состоящих из нескольких частей задачах легко увязнуть в деталях. Это мешает продвигаться к законченному целостному образу решения. В такие моменты помогает приём «пусть полежит». Его красноречиво изложил Георгий Петрович Щедровицкий на одной из лекций курса ОРУ в 1981 году.

«Двадцать два года назад я занимался исследованием детских учебных задач. Там была такая проблема. Есть прямые арифметические задачи: на дереве сидело пять птичек, прилетело шесть, сколько стало всего? Эти задачи дети решают легко и быстро. А косвенные задачки: на дереве сидели птички, прилетело еще шесть, стало одиннадцать, сколько было вначале? — дети почему-то решают с трудом. И вот методисты, педагоги, психологи — все ломают голову. А оказалось, что все очень просто. Их учили так: если у тебя птички прилетали, надо складывать, а если улетали, то надо вычитать. Их так учат, а потом дают им косвенную задачку. А у ребенка правило, которому он доверяет: птички прилетают, надо прибавлять. Вот он и тут пытается: шесть плюс одиннадцать — семнадцать. Ерунда получается!

А вот дошкольники легко решают эту задачу, работая на палочках. Они складывать и вычитать не умеют. Они выкладывают палочки.

Прямую задачку ясно как решать: выложить столько палочек, сколько птичек сидело, потом добавить, сколько прилетело, и пересчитать.

Косвенную задачу дошкольник решает так же. Говорят: сидели птички — он выкладывает четыре палочки. Ему говорят: мы же не знаем, сколько сидело. Он говорит: неважно, пусть пока эти палочки полежат, а потом мы выясним, сколько должно быть.

Значит, дети, фактически, кладут X: они кладут четыре палочки, но при этом твердо знают, что это неопределенное количество. Так делают маленькие дети, еще не заученные в школе.

Так вот я делаю то же самое. Я не знаю, как все это устроено. Но я пока рисую вот так»

Когда чувствую, что завяз, постулирую любой вариант — «пусть полежит», и двигаюсь дальше.
Tags: design, howto, manage, organize, мекра
Subscribe

  • Симулятор графического напряжения

    Опубликовали с Игорем Штангом (nobelfaik) первую статью из серию исследований напряжённости в графическом дизайне. Статья с…

  • Генеративные дизайн-инструменты

    Начал выкладывать некоторые генеративные дизайн-инструменты в открытый доступ на Гитхаб. Это когда покрутил пару ручек — и у тебя картинка…

  • Как развивать мышление

    Часто ребята, приходящие на собеседование на дизайнера, не умеют мыслить. Это не значит, что они глупые. Просто нет культуры мышления. Как следствие,…

Comments for this post were disabled by the author