left

Приём «Пусть полежит»

В сложных, состоящих из нескольких частей задачах легко увязнуть в деталях. Это мешает продвигаться к законченному целостному образу решения. В такие моменты помогает приём «пусть полежит». Его красноречиво изложил Георгий Петрович Щедровицкий на одной из лекций курса ОРУ в 1981 году.

«Двадцать два года назад я занимался исследованием детских учебных задач. Там была такая проблема. Есть прямые арифметические задачи: на дереве сидело пять птичек, прилетело шесть, сколько стало всего? Эти задачи дети решают легко и быстро. А косвенные задачки: на дереве сидели птички, прилетело еще шесть, стало одиннадцать, сколько было вначале? — дети почему-то решают с трудом. И вот методисты, педагоги, психологи — все ломают голову. А оказалось, что все очень просто. Их учили так: если у тебя птички прилетали, надо складывать, а если улетали, то надо вычитать. Их так учат, а потом дают им косвенную задачку. А у ребенка правило, которому он доверяет: птички прилетают, надо прибавлять. Вот он и тут пытается: шесть плюс одиннадцать — семнадцать. Ерунда получается!

А вот дошкольники легко решают эту задачу, работая на палочках. Они складывать и вычитать не умеют. Они выкладывают палочки.

Прямую задачку ясно как решать: выложить столько палочек, сколько птичек сидело, потом добавить, сколько прилетело, и пересчитать.

Косвенную задачу дошкольник решает так же. Говорят: сидели птички — он выкладывает четыре палочки. Ему говорят: мы же не знаем, сколько сидело. Он говорит: неважно, пусть пока эти палочки полежат, а потом мы выясним, сколько должно быть.

Значит, дети, фактически, кладут X: они кладут четыре палочки, но при этом твердо знают, что это неопределенное количество. Так делают маленькие дети, еще не заученные в школе.

Так вот я делаю то же самое. Я не знаю, как все это устроено. Но я пока рисую вот так»

Когда чувствую, что завяз, постулирую любой вариант — «пусть полежит», и двигаюсь дальше.
left

Проблема заказчика

Есть такое суждение: кто платит, тот и барин. Это так, и не так.

Не существует же как такового Заказчика. Мы все — то заказчики, то исполнители. Это парадоксально, но мы забываем как оно там с другой стороны.

Когда обращаются с просьбой посоветовать дизайнеров «с подходом», приходится объяснять, что хорошие ребята выбирают проекты, в которые стоит вкладываться. Потому что их ответственное отношение к собственной жизни не позволяет браться за бесперспективняк и халтуру.

В роли заказчика мы думаем, что продавать должны нам. И не видим, что, если хочется охуенчика, важно «продать» себя тем, кто захочет помочь его организовать. То есть, рассказать сначала чем занимаешься, что хочешь в мир привнести.

Мне нравится смотреть на заказ как на партнёрство. То что деньги идут в одном направлении, не делает отношения вертикальными. Сотрудничество на равных — вопрос жизненной позиции и договорённости.


Вернёмся к ситуации. Допустим мы хотим работать с кем-то. У нас есть наша боль, которую мы хотим разрешить. И мы думаем, что вон те бодрые ребята помогут нам с ней справиться. Что нам делать?

Мой ответ — помочь им проверить коллинеарность с нами на старте. Помочь им ответить себе на вопрос: почему они захотят с нами сделать эту вещь. Отсюда первая проблема заказчика — как заинтересовать левшу. В сфере АйТи она не решается только деньгами.

Вторая проблема заказчика кроется к том, что он «думает, что вон те бодрые ребята помогут ему справиться с его болью». Но об этом в другой раз.
left

Три чая для развития



Замечай
Хочешь развить вкус — начни замечать вещи вокруг. Как они выглядят в деталях, почему, для чего.

Различай
Когда заметишь что-то, что понравилось, мысленно ответь на вопрос «почему оно мне нравится». Спустя время, начнёшь различать почему одно лучше другого, почему вещь плоха и чем хороша.

Примечай и складывай
Наступит время, когда ты разовьёшь вкус, но не будет хватать мастерства. Тогда начни примечать вещи, в которых уже решена задача, стоящая перед тобой.

Не получается сделать так как хочется — создай в мозгу сигнальную систему, срабатывающую каждый раз, когда видишь хоть что-то, связанное с решением. Каждый раз, увидев не отмеченное ранее решение задачи, бережно сохрани его и не забудь сразу проанализировать, что именно тут хорошо и как ты это сможешь использовать в работе.

Никогда не добавляй чего-то, не зная почему оно достойно этого. Не собирай просто прикольные штуки. Уже через год их выбросишь, а потраченного времени будет жаль. Только под задачу, только для конкретных целей.

Не думай, что заимствовать приёмы плохо. Оставь тщеславие и любые мысли о соревновании. Общечеловеческий и твой личный прогресс важнее предрассудков. Заимствуй дельные приёмы и подходы, поняв почему они работают. Обдумывай почему не работают другие.


Чтобы запустить этот процесс по кругу, периодически пересматривай свою коллекцию решений и приёмов. Тогда заметишь новые вещи, по-новому различишь хорошее и плохое. Возможно какие-то вещи уйдут из коллекции. Ну, и пусть. Значит подрос.
left

Невероятно полезный курс по переговорам

Только что закончился курс неподражаемого Ильи Синельникова об отношениях с клиентами. Меня переполняет радость от личного знакомства с Ильёй и удовлетворенности своим, хоть и небольшим, но, прогрессом в искусстве переговоров.

Пожалуй, это пока единственное место в России, где вы можете опробовать на деле знания, полученные из книг Джима Кэмпа — библии переговоров в бюро. Даже после нескольких прочтений элементы системы Кэмпа трудно начать применять на практике, не говоря уж о том, чтобы заполучить их в постоянные союзники.

В реальных переговорах запросто потерять контроль над ситуацией. Без обратной связи переговорщика, освоевшего систему, трудно научиться вовремя «травить леску» и оставаться спокойным, слыша отказ или жесткий наезд собеседника. К своему мастерству Илья шёл через переговорные будни бюро, а его сэнсеем был Артём Горбунов.

Мне, как бюрошнику, повезло — на курсе я был уже во второй раз. После первого раза сразу же хочется добавки. Невозможно остаться равнодушным к артистичности Ильи. Она наполняет курс разнообразием ситуаций. Здесь есть место и страху, и смеху. Но, несмотря на обилие «жестких» моментов, Илья необычайно чуткий и заботливый тренер.

Знания без практики бесполезны. Потому что не становятся навыками. Если вы, читая Кэмпа, с воодушевлением представляете себя сидящим за столом переговоров, хочу вас обрадовать. Теперь у вас появилась возможность выйти на тренировочную площадку.

left

Отчего мы едим больше, чем следовало бы

Я знаю только 3 причины, заставляющие людей есть больше, чем им необходимо: привычка, побег и сладострастие.

Привычка, кажется, наиболее распространена. Привык набивать брюхо с утра или перед сном. Стал брать полный обед, как и все мужики вокруг, да втянулся. Растянулся желудок. В следующий раз по смутным ощущениям будет казаться, что недобрал, дно не закидано. Так появляется критерий «is the tank full», без которого уже нет счастья.

Побег похож на привычку тем, что корни кроются в бессознательном. Не хочется чего-то делать, боремся внутри, но не признаёмся себе в этом, а идём на кухню в 12-й раз за день. Почаёвничать, да похрустеть. В обоих случаях количество принимаемой пищи, да и сам процесс, невидимы для сознания.

Сладострастие самая опасная из причин. Мы не можем остановиться, потому что всё кажется очень уж вкусным. Как же пропустить. Тут и полнота цистерны не помеха. Особо опасные места — банкеты и застолья.

·

Меня часто спрашивают, как похудел. Домашние любят отвечать за меня: да ведь он ничего не ест. Но спрашивать продолжают. Как я пришёл к тому, что достаточно есть меньше?

У меня было два эксперимента. В пору студенческой жизни ел меньше, потому что экономил. Каждый раз, когда я превышал привычную дозу в течение продолжительного времени, живот намекал, что его обделили. Каждый раз потеря привычного ритма требовала времени на восстановление баланса. Это задалбывало, к тому же на студенческой сухомятке чуть не заработал гастрит. Пришлось начать разбираться в том, что и как ешь.

Второй эксперимент завершился полтора года назад с концом Великого поста. Цели были экзистенционально-исследовательскими, но всё же, за первые две недели сбросил двадцать килограмм и пришел весьма приятному лёгкому самоощущению — для меня это основная причина есть меньше. Для тех, кто хочет сбросить двадцатку, скажу сразу, что после поста десять из них вернулись.

Эксперименты и наблюдение за собой и окружающими привели к мысли, что причины злоупотреблений общие для многих. Но может быть я ошибаюсь, и вы мне поможете обнаружить иные.

В каких случаях и почему вы едите больше чем следовало бы?